Историческая скульптура Петербурга послереволюционного периода
/Историческая скульптура Петербурга/
Монументальная и декоративная скульптура Петербурга (Ленинграда) послереволюционного периода — яркая и самобытная страница советского искусства.
Подобно тому как в Санкт-Петербурге зародилась русская школа ваяния, в революционном Петрограде закладывались основы советской монументальной скульптуры.
В апреле 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «О памятниках республики». Памятники сооружались в короткие сроки из дерева, бетона, гипса и поэтому не сохранились до наших дней.
Наиболее распространённый тип памятника этого времени — портретный бюст, реже фигура на простом постаменте.
Выразительные средства — экспрессивно-драматический образный строй, укрупнённость формы и пластическая острота — были направлены на установление прямого эмоционального контакта между
зрителем и произведением. К сожалению, до нас дошли только фотографии этих скульптур.
Одним из первых монументов Ленину был создан скульптором Евсеевым и архитектором Щуко.
Весь памятник пронизан движением, которое подчёркивается динамическими сдвигами блоков пьедестала.
Он обладает ясным и выразительным силуэтом, мощная пластика позволяет воспринимать его с больших расстояний.
В 1945 году монумент был перенесён на площадь перед Финдляндским вокзалом.
В 1927 году перед зданием Смольного был поставлен памятник Ленину.
Скульптор Козлов деликатно вписал его в сложившийся архитектурный комплекс.
Образ вождя построен на сочетании конкретного и исторического, на соединении портретной характеристики и ассоциации, связанной с местом установки, с той эпохой.
Первым памятником, который возвели на городской окраине, стал монумент революционеру Володарскому.
Четырёхметровая фигура поднята на высокий многоступенчатый пьедестал. Исполненная экспрессии, решенная в крупных монументальных формах, она стала композиционным центром этого района.
Мне очень нравится эффектный жест оратора.
Памятник Плеханову, созданный Гицбургом в 1925 году в соавторстве со скульптором Харламовым и архитектором Гевирцем,
был установлен перед зданием Технологического института. Бронзовая фигура Плеханова, изображённого выступающим с кафедры, трактована реалистически достоверно и отличается большим портретным сходством.
Композицию красиво дополняет фигура рабочего со знаменем. Скульптором Гицбургом позже был создан очень интересный памятник Менделееву.
Великий химик изображён отдыхающим в кресле с книгой в руках. Красивая живописная пластика подчёркивает характерные черты лица.
|