В начале XVIII века в Санкт-Петербурге были созданы первые произведения монументального искусства в России. Петр Первый уделял исключительное внимание развитию скульптуры и архитектуры.
Он стремился как можно больше заказывать статуй для триумфальных арок, обелисков, садов и парков. Фасады дворцов украшали рельефами и барельефами, а в мастерских петербургских скульпторов создавались монументы.
Читать дальше
|
Вторая половина XVIII века связана с классицизмом. Этот новый стиль ориентировался на наследие античности и эпохи Возрождения.
Нагляднее всего качественный переход в синтезе скульптуры и архитектуры от стиля барокко к классицизму проявился в монументально-декоративной пластике Шубина,
работавшего в сотворчестве с Антонио Ринальди и Старовым над скульптурным убранством Мраморного дворца.
Читать дальше
|
Одновременно с Тома де Томоном задачу архитектурного оформления набережной Большой Невы вблизи её впадения в залив решал Воронихин,
строя здание Горного института. Торжественный портик здания акцентируют две монументальные скульптурные группы.
Слева от входа стоит исполненная Пименовым каменная скульптура «Геракл, побеждающий Антея».
Читать дальше
|
30 августа 1834 года на Дворцовой площади был торжественно открыт ещё один монумент в честь Отечественной войны 1812 года —
гранитная Александровская колонна. Архитектор Огюст Монферан красиво вписал её в существующий архитектурный ансамбль.
Колонна завершается бронзовой статуей ангела с крестом работы Орловского.
Читать дальше
|
Ансамбль Александринского театра — один из самых красивых в Петербурге. Архитектор Росси реконструировал весь прилегающий к нему квартал, организовав его в единое целое.
Два павильона Аничкого дворца украшены скульптурами воинов в античных доспехах. Фигуры органично связаны с архитектоникой здания.
Читать дальше
|
В середине девятнадцатого столетия в Санкт-Петербурге был создан знаменитый ансамбль из четырёх конных групп «Укрощение коня» на Аничковом мосту.
Человек и конь трактованы скульптором как единое целое. Это схватка двух начал: неукротимой силы необъезженного коня и воли человека.
Читать дальше
|
Новый Эрмитаж — первое в России специальное музейное здание, возведённое в 1839-1852 годах архитектором Кленце в неогреческом стиле.
В строгую ритмику двухэтажных корпусов включены терракотовые панно с фигурами Слав и Гениев.
В нишах первого этажа и на кронштейнах плоскостей стен размещены портретные статуи художников эпохи Возрождения.
Читать дальше
|
Декоративная скульптура этого времени полностью подчинялась замыслам архитекторов, создававших свои шедевры в различных стилях: от готики до барокко.
Порой в одном произведении объединялось несколько стилистических источников.
Характерным примером синтеза подобного рода архитектуры и скульптуры служит здание музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица.
Читать дальше
|
Поиски новых выразительных пластических средств мы видим в памятнике команде миноносца «Стерегущий».
Скульптор Изенберг вписал бронзовые фигуры матросов в условный фрагмент корабля, напоминающий по очертанию крест.
Вся композиция и пластика монумента подчёркнуто живописны. Образное звучание монумента предельно лаконично.
Читать дальше
|
Поиски новых выразительных пластических средств мы видим в памятнике команде миноносца «Стерегущий».
Скульптор Изенберг вписал бронзовые фигуры матросов в условный фрагмент корабля, напоминающий по очертанию крест.
Вся композиция и пластика монумента подчёркнуто живописны. Образное звучание монумента предельно лаконично.
Читать дальше
|
Монументальная и декоративная скульптура Петербурга (Ленинграда) послереволюционного периода — яркая и самобытная страница советского искусства.
Подобно тому как в Санкт-Петербурге зародилась русская школа ваяния, в революционном Петрограде закладывались основы советской монументальной скульптуры.
Читать дальше
|
В 1938 году на большой городской площади скульптором Томским и архитектором Троцким был установлен бронзовый памятник Кирову.
Это смелое и новаторское произведение. Великолепно найденный силуэт и красивое композиционное решение делают его доминантой огромной площади.
Читать дальше
|
В Московском парке Победы построена Аллея героев для установки памятников ленинградцам — дважды Героям Советского Союза.
В традициях парадного портрета, характерного для искусства послевоенного периода, решает скульптор Кербель бронзовый бюст маршала бронетанковых войск Богданова.
По-иному, более живо и непосредственно изображает скульптор Шапошников полковника Федорова.
Читать дальше
|
Ленинградскими скульпторами Гордоном и Тимошенко, в содружестве с архитекторами Фабрицким и Шмелёвым,
в 1968 году был создан памятник на Комсомольской площади. Динамичной композиции бронзовой фигуры юноши соответствует форма асимметричного постамента,
состоящая из двух разновысоких объёмов.
Читать дальше
|
Монумент Героическим защитникам Ленинграда был торжественно открыт 9 мая 1975 года. Памятник стал важнейшим градостроительным акцентом, композиционным центром площади.
При приближении со стороны города мы видим, прежде всегоm, вертикаль обелиска и мощный объём блокадного кольца, символизирующих мужество и стойкость ленинградцев.
Читать дальше
|
Художественный облик Петербурга немыслим без его красивых скверов и парков.
Первым в России местом, где появилась садово-парковая скульптура, стал Летний сад.
Для Петра Первого он был любимым местом отдыха.
Читать дальше
|
Уникальная по своему художественному уровню скульптурное убранство Санкт-Петербурга включает в себя статуи, бюсты, рельефы, скульптурные композиции и барельефы.
Они органично входят в композицию старинных архитектурных ансамблей.
Читать дальше
|
Образцом полностью классицистического решения фасадного декора является скульптурное убранство Троицкого собора Александро-Невской лавры.
Украсив фронтон пятью, выполнеными скульптором Шубиным барельефами, не нарушающими гармонию архитектурных масс и плоскостей, архитектор Старов применил их симметричное размещение —
три на главном фасаде и два на боковых.
Читать дальше
|
Архитектор Воронихин создал Казанский собор в центре Санкт-Петербурга.
Барельефы и статуи связаны с объёмным решением храма и более всего — с композицией колоннады, образующей как бы сквозные крылья, вырастающие из тела здания и обнимающие площадь.
На аттике проездов расположены рельефные фризы «Источение Моисеем воды из камня» скульптора Мартоса и «Воздвижение медного змия» скульптора Прокофьева.
Читать дальше
|
Ансамбль Александринского театра — один из самых красивых в Петербурге.
Главный фасад его гигантского прямоугольного объёма решён как торжественный каменный занавес со скульптурной композицией,
созданной по эскизам Росси ваятелями Леппе, Демут-Малиновсим и Пименовым.
Читать дальше
|
Исаакиевский собор украшают триста пятьдесят рельефов и статуй, отлитых из бронзы или выполненных способом гальванопластики из меди по моделям скульпторов:
Пименова, Витали, Логановского, Клодта и Лемера. Стилистическое единство скульптурного оформления собора определили архитектор Монферан и скульптор Витали.
Читать дальше
|
Монументальные исторические рельефы и барельефы Ленинграда — самобытная страница советского монументального искусства.
В них ярко проявились такие особенности ленинградской пластики, как строгость, сдержанность художественного языка и сочетание смелых поисков с традицией классического искусства.
Читать дальше
|